РУ́ССКО-ВИЗАНТИ́ЙСКИЙ СТИЛЬ - традиционное обозначение худож. течения в России 19 в.; в посл. годы чаще употребляются более точные определения: "тоновский русский стиль", "московский стиль 17 в.", "болгарско-византийский стиль" и т. д.
В России во время войны в Наполеоном возрос интерес к нац. культуре и иск-ву. Начался период нац. романтизма. През. АХ А. Оленин предложил, основываясь на изучении др.-рус. памятников, начать поиск нового нац. архит. стиля. Первыми арх. этого направления были выпускники Академии К. Тон и Н. Ефимов. Прежде всего предполагалось строить в нац. стиле храмы и монастыри. Первой постройкой Р.-В. С. была тоновская ц. св. Екатерины в Малой Коломне (в С.-Петерб.), начатаяв 1831. Затем он построил в С.-Петерб. еще шесть полковых и приходских церквей. Крупнейшей постройкой этого напр. явился храм Христа Спасителя в Москве. К. Тон получил в свое распоряжение в 1834 составленные Синодом обмеры рус. церквей, постоянно изучал рус. архитектуру в Москве, Ярославле, Костроме, Пскове. По словам А. Оленина, он "в совершенстве узнал характеристику старинного русского зодчества и едва ли кто-либо с ним в этом деле поспорит". К. Тон в 1830-е гг. разработал образцовые проекты приходских церквей в Р.-В. С., по к-рым строили до начала 20 в. За образец были приняты формы моск. соборов 16 в., а затем и формы шатровых храмов, распростран. в Поволжье и конструктивно переработанные К. Тоном. Это направление нац. арх. было правительств. заказом и отвечало офиц. принципу царствования Николая I: "православие, самодержавие, народность". Церкви в "тоновском" стиле, построенные по всей Рос. империи, стали одним из средств консолидации рус. нац. самосознания, а церкви при посольствах в Париже, Афинах, Карлсбаде ("московский стиль 17 в.") и др. европ. городах знакомили мир с рус. культурой. В этом же стиле работали одновременно с К. Тоном Н. Ефимов (Новодевичий монастырь в С.-Петербурге), А. Горностаев (Троице-Сергиева пустынь в С.-Петербурге), Р. Кузьмин (церкви в Париже, Афинах, Гатчине).
Во 2-й пол. 19 в. церкви, построенные в "русском стиле", стали разнообразнее - за образец чаще принимались храмы поволжских городов и Москвы 17 в., ярчайший пример этого напр. - сохранившийся "Спас на крови" в С.-Петербурге (А. Парланд и И. Малышев, проект 1882). За пределами культового зодчества "русский стиль" встречался крайне редко (Политехнический - арх. И. Монигетти и Исторический - арх. В. Шервуд - музеи в Москве).
В кон. 20 в., уже в эпоху модерна, возродился интерес к романо-византийскому стилю и к неорусскому стилю в духе новгородских и владимирских церквей.
Русско-византийский стиль Исторический музей на Красной площади в Москве. Арх. В. Шервуд. 1884